«КазМунайГаз» обеспечивает полный цикл работы нефтянки

2010 год может войти в историю казахстанской нефтехимической промышленности как начало принципиально нового этапа в ее развитии. На сегодняшний день к тому созданы все предпосылки — ведь качественный скачок никогда не возникает на пустом месте.

Действия ключевых игроков отечественного «нефтехимического поля», предпринятые в последние годы, оказались более чем эффективными и обеспечили мощный импульс для будущего развития отрасли, а в выигрыше в итоге окажется не только государство, но и потребитель.

Ни для кого не секрет, что до настоящего времени огромный энергетический потенциал нашей республики использовался не в полную силу. По одним только разведанным запасам нефти Казахстан сегодня входит в десятку ведущих нефтедобывающих стран: в «закромах» нашей родины находится, по приблизительным подсчетам, около 4,8 млрд тонн «черного золота», что составляет более 3 процентов от общемировых запасов. При этом львиная доля нефтяного пирога сосредоточена в Атырауской области — 40 процентов казахстанской нефти уже сегодня добывается именно в этом регионе. И темпы неизбежно будут расти: по оценкам экспертов, в 2013 году Атырауская область сможет ежегодно добывать до 50 млн тонн нефти, а еще через десять лет выйти на уровень в 150 млн тонн в год! При таком огромном потенциале цифра 18-20 млн тонн, а именно такой совокупный годовой объем могут переработать сегодня отечественные нефтеперерабатывающие заводы в Атырау, Шымкенте и Павлодаре, справедливо кажется каплей в море.
Недозагрузка потенциальных производственных мощностей неумолимо влечет за собой и ряд негативных последствий: потребности страны и граждан в бензине неуклонно растут, а отечественного топлива на всех не хватает. Как следствие, вынужденная закупка недостающего объема за рубежом, что оказывает существенное влияние на формирование внутренних цен на нефтепродукты и рост дефицита горюче-смазочных материалов на рынке. Замкнутый круг?
Вопросы развития нефтехимической промышленности и эффективизации собственного производства, таким образом, становятся не просто стратегически важными, но и требующими незамедлительного решения.
Неудивительно, что в последние годы государство предприняло немало усилий, чтобы выйти из вышеозначенного «замкнутого круга». Правительством принят ряд специальных программ и проектов: например, «Программа развития нефтехимической промышленности Республики Казахстан на 2008-2013 годы», а также «Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009-2015 годы». Эти фундаментальные документы ставят своей целью прежде всего обеспечение энергетической безопасности страны путем полного удовлетворения внутренней потребности в основных видах нефтепродуктов и топлива. Кроме того, важным эффектом от реализации этих программ должно стать повышение эффективности работы отечественных нефтеперерабатывающих заводов, комплексное развитие всей нефтеперерабатывающей отрасли и достижение динамичного развития конкурентоспособности предприятий на основе внедрения новой техники и новых технологий. «У нас в стране существует недостаток перерабатывающих мощностей», — признал премьер-министр Казахстана Карим Масимов, выступая на заседании фракции НДП «Нур Отан» в октябре 2009 года. Рассмотрев две возможные альтернативы решения этой проблемы — строительство нового завода и реконструкцию существующих НПЗ, глава правительства предложил остановиться на последнем варианте. «В цене получается разница большая, — отметил Масимов. — Строительство нового обойдется порядка 6 млрд долларов, а реконструкция — приблизительно в 3,5 млрд долларов». Поддержал своего непосредственного начальника и министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев, назвавший строительство четвертого нефтеперерабатывающего завода в Казахстане «нерезонным». «Новый завод еще можно было бы построить, если со старыми можно было бы что-то сделать, — сказал министр, — но прогнозируется, что к 2014 году бензин АИ-80 не будет потребляться вообще, а значит, все три завода все равно придется реконструировать, параллельно приводя к стандартам «Евро». Кроме того, по мнению министра, мощности существующих производств после реконструкции вполне смогут «полностью удовлетворить потребности дефицита ГСМ на внутреннем рынке».
Как известно, все три функционирующие в Казахстане нефтеперерабатывающих завода имеют достаточно преклонный возраст. Самый первый (и самый крупный) — Атырауский — был построен еще в сороковые годы XX века, Павлодарский вступил в строй в 1978 году, а самый молодой, Шымкентский, — в 1985-м. Оборудование и мощности, передовые для века двадцатого, разумеется, потребностям нового столетия в полной мере отвечать не могут, устарев как морально, так и физически. За работу по модернизации и улучшению эффективности отечественного нефтехимпрома активно взялось АО «Торговый дом «КазМунайГаз», дочернее предприятие АО «НК «КазМунайГаз». Основанная в 2002 году, компания давно уже зарекомендовала себя как крупнейший оператор отечественного рынка ГСМ, реализующий интересы государства в сфере экспорта и импорта нефти, газа и продуктов их переработки. АО «Торговый дом «КазМунайГаз» поставило перед собой задачу максимально приблизить работу казахстанской нефтехимической промышленности к стандартам ведущих западных компаний путем поэтапного увеличения глубины переработки нефти, улучшения качества выпускаемых нефтепродуктов, усиления промышленной и экологической безопасности, а также уменьшения производственных издержек. Пополнив в течение «нулевых» годов XXI века свои активы акциями Атырауского, Шымкентского и Павлодарского НПЗ, АО «Торговый дом «КазМунайГаз» сразу же приступило к планомерному «устранению устаревшего». Так, первая стадия реконструкции Атырауского нефтеперерабатывающего завода, начатая в 2006 году с использованием технологий известной французской компании Axens, привела к внедрению в производство современных технологий по гидроочистке бензина и каталитической депарафинизации дизельного топлива. Коренная модернизация производственных мощностей позволила вывести их на современный уровень, уменьшить количество выбросов в окружающую среду и снизить содержание серы в производимых нефтепродуктах.

«Реконструкция века»

29 октября 2009 года между китайской национальной компанией Sinopec Engineering и руководством Атырауского нефтеперерабатывающего завода, 99,21 процента акций которого принадлежит акционерному обществу «Торговый дом «КазМунайГаз», было заключено принципиальное соглашение о совместной реконструкции завода и строительстве на его базе комплекса по производству ароматических углеводородов. Это решение стало логическим и закономерным продолжением планомерной работы по модернизации казахстанских НПЗ, и, безусловно, его можно назвать одним из самых важных и, не побоимся этого слова, судьбоносных событий, произошедших в последнее время на «поле» казахстанской нефтехимии. Значение этого соглашения (принятого, кстати, в рамках масштабной государственной «Программы развития нефтехимической промышленности Республики Казахстан на 2008-2013 годы») для всей отрасли сложно переоценить. Не зря многие казахстанские СМИ уже окрестили его «сделкой века».
Инвестиции в проект должны составить 1,04 млрд долларов. Результатом его реализации станет приведение товарных бензинов к уровню стандарта «Евро-4», а также производство 133 тысяч тонн бензола и порядка 500 тысяч тонн параксилола в год.
Улучшение качества бензина, пожалуй, не нуждается в дополнительных объяснениях. А вот что скрывается за непривычными для уха обывателя названиями «бензол» и «параксилол»? Это — очень востребованные и важные продукты переработки нефти, служащие исходным сырьем при выпуске большого ассортимента товаров. Они широко применяются в получении капронов, пластмассы и пластмассовых волокон, красителей, ядохимикатов, растворителей, активно используемых в строительной и мебельной промышленности фенолформальдегидных смол. Кроме того, бензол и параксилол пользуются огромным спросом и в фармацевтической промышленности.
Интересно и то, что содержание именно этих веществ в бензине и служит основной причиной беспокойства экологов. Попадая в атмосферу вместе с выхлопными газами автомобилей, они служат причиной наиболее острых форм аллергии, заболеваний дыхательных путей и рака. Таким образом, выработка ароматических углеводородов из нефтепродуктов убивает сразу двух зайцев, оборачивая вред в пользу, — вместо опасных примесей мы получаем полезный и экономически востребованный продукт. Неудивительно, что развитые страны уделяют сегодня особое внимание именно этой области нефтехимической промышленности. Сегодня в мире насчитывается 64 комплекса по производству параксилола, вырабатывающих в общей сложности более 26 млн тонн этого вещества в год. И основная доля этого производства приходится как раз на экономически развитые страны, где действуют жесткие ограничения в отношении качества топлива.
Поиски стратегического партнера для осуществления модернизации Атырауского нефтеперерабатывающего завода велись не один год. В итоге на «финишную прямую» вышли два основных претендента. Взвесив все «за» и «против» предложения группы японских компаний Marubeni Corporation и JGC, казахстанская сторона решила отказаться: слишком уж высокую цену — 3,4 млрд долларов — «заломили» японцы, чересчур осторожно подошедшие к оценке собственных рисков в период кризиса. Да и сроки реализации проекта — 54 месяца — казались несколько затянутыми.
Предложение китайской национальной компании Sinopec звучало куда привлекательнее: 39 месяцев, 1,04 млрд долларов, неудивительно, что именно оно и было принято. Имя Sinopec Engineering хорошо известно участникам нефтяного рынка — это крупнейшая инжиниринговая компания в КНР, занимающая третье место в мире в области нефтепереработки и четвертое — в области нефтехимического производства. Кроме того, Sinopec находится на 16-м месте в списке крупнейших мировых компаний и завоевала в июле прошлого года почетное седьмое место во влиятельном рейтинге Fortune Global 500. В 2008 году она произвела 42 млн тонн нефти, а переработала 190 млн тонн, общий ее доход при этом составил чуть больше 59 млрд долларов.
Но не окажется ли так, что более низкая по сравнению с японским предложением стоимость проекта будет достигнута за счет экономии на экологических вопросах и, соответственно, на здоровье казахстанцев? «Нет», — в один голос уверяют обе стороны «сделки века». Вопросам экологии правительство КНР (а Sinopec, напомним, является государственной компанией) в последнее время уделяет особенно пристальное внимание. Вспомним хотя бы официальное заявление Китая о намерении снизить уровень выброса парниковых газов к 2020 году на 40-45 процентов (по сравнению с уровнем 2005 года). И это — при неуклонно растущих объемах производства!
Даже с чисто экономической точки зрения возможные экологические проблемы и их последствия китайскому подрядчику крайне невыгодны. Мизерные средства, сэкономленные сегодня на безопасности, уже завтра могут обернуться колоссальными убытками, если завод закроется из-за каких-то проблем с загрязнением окружающей среды. Рисковать инвестициями на столь серьезном и масштабном проекте Sinopec вряд ли станет. Да и портить себе репутацию влиятельной китайской компании тоже не с руки.
С точки зрения экологии модернизация Атырауского НПЗ сулит казахстанцам куда больше плюсов, чем минусов. Топливный стандарт «Евро-4», которому будет соответствовать обновленный атырауский бензин, предполагает значительное снижение содержания канцерогенных и иных вредных веществ. Сегодня в бензине, выпускаемом Атырауским нефтеперерабатывающим заводом, содержится около 5 процентов бензола, а вот в соответствии со стандартом «Евро-4» этот показатель снизится до 1 процента. А значит, казахстанский воздух станет намного чище.
Еще одна выгода — экономическая. Введение в строй оборудованного по «последнему слову техники» отечественного нефтеперерабатывающего завода позволит существенно снизить зависимость казахстанского рынка от дорогого зарубежного сырья, а значит, поможет решению проблемы дефицита горюче- смазочных материалов на внутреннем рынке республики. Ну и, конечно, нельзя забывать о создании новых рабочих мест. Цифры впечатляют: управляющий директор по переработке и маркетингу нефти АО «НК «КазМунайГаз» Данияр Тиесов оценивает потребности завода в рабочей силе в 2,5 тыс. человек, а генеральный директор Sinopec Чжу Хайсин и того выше — в 3-4 тыс.!

От глобальных решений — к потребителю

Контракт, подписанный руководством Атырауского нефтеперерабатывающего завода и китайской национальной компанией Sinopec Engineering, стал, таким образом, закономерным и логичным шагом в развитии казахстанской нефтехимической промышленности. Не остаются внакладе и потребители: им достается дешевый, отечественный и — самое главное! — качественный бензин. Впрочем, добыть нефть и произвести из нее топливо — это еще только полдела. Вторая главная задача — донести его до конечного потребителя по цене, которая будет выгодной и продавцу, и покупателю. В сфере розничной торговли нефтепродуктами эта задача становится особенно важной, ведь здесь напрямую затрагиваются интересы граждан. Как показала практика, удерживать цены на социально приемлемом уровне в условиях, когда значительная часть высокооктановых бензинов импортируется из-за рубежа и поэтому подвержена многочисленным влияниям конъюнктуры и разного рода спекуляций, — вещь, мягко говоря, не самая простая. Однако на протяжении долгих лет АО «Торговый дом «КазМунайГаз», представляя интересы государства на розничном рынке нефтепродуктов, достаточно успешно справлялось с этой сложной и важной для государства и общества задачей. Достаточно вспомнить минувший 2009 год, когда в условиях «топливного ажиотажа» и искусственно подогреваемого недобросовестными продавцами дефицита ГСМ заправки «КазМунайГаза» удерживали цены на одном из самых низких в республике уровне, установленном еще в начале года и обоснованном экспертизами Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий. На протяжении всей истории своего существования АО «Торговый дом «КазМунайГаз» уделяет самое пристальное внимание развитию сети розничной торговли нефтепродуктами. Высокая доля казахстанского содержания — лишь одна из предпосылок успешной деятельности компании. Основную же ставку «КазМунайГаз» делает на качество и технологии. Точкой отсчета в развитии розничной сети «КазМунайГаз» можно назвать 1999 год, когда была открыта первая АЗС под брендом «Казахойл». Через три года, к моменту создания АО «Торговый дом «КазМунайГаз», розничная сеть компании насчитывала уже 19 автозаправочных и 6 автогазозаправочных станций. Реализация нескольких инвестиционных проектов позволила в кратчайшие сроки довести это число до 186. Сегодняшний масштаб розничной сети «КазМунайГаз» впечатляет: около 200 АЗС, 6 АГЗС, одна автомобильная газонаполнительная компрессорная станция и 6 нефтебаз по всей стране. Планируется, что к 2011 году на казахстанском рынке под торговой маркой «КазМунайГаз» будет действовать уже 321 заправочная станция.
Еще одним ответом на изменчивость и непредсказуемость колебаний рынка горюче-смазочных материалов стало решение сконцентрировать все функции по управлению и развитию розничной сети в рамках одной структуры. Так, с апреля 2009 года АО «Торговый дом «КазМунайГаз» передало полный оперативный и финансовый контроль над сетью автозаправочных станций бренда «КазМунайГаз», а также весь спектр вопросов, касающихся оптово-розничной реализации нефте- и газопродуктов конечному потребителю, специально организованной для этого дочерней компании АО «?азМ?найГаз ?нiмдерi». При создании этой компании, организованной путем оптимизации структуры ряда дочерних организаций АО «ТД «КазМунайГаз»: ТОО «КМГ-Жайык», «ТОО «КМГ- Астана» и ТОО «КМГ-Алатау», учитывался передовой опыт многих вертикально интегрированных международных нефтегазовых компаний, а также экспертные рекомендации авторитетной Shell Global Solutions.
Подобная «гиперконцентрация» незамедлительно доказала свою эффективность на практике. Сосредоточение множества функций в «одних руках» предоставило «?азМ?найГаз ?нiмдерi» возможность оперативно реагировать на быстрые изменения динамичного рынка и непосредственно следить за удовлетворенностью потребителей качеством предоставляемых услуг. Кроме того, новая структура позволила значительно усовершенствовать существующие бизнес-процессы, повысив прозрачность в принятии решений, снизив операционные затраты и устранив дублирующие управленческие функции.
«Территориальная экспансия» автозаправочных станций «КазМунайГаз» — увеличение количества АЗС на всей территории Казахстана — ставила своей задачей не просто расширение влияния: повышение конкурентоспособности компании, отстаивающей на розничном рынке нефтепродуктов интересы государства (а значит, и всего общества в целом), на руку и самим гражданам. Разветвленная торговая сеть и широкий спектр оказываемых услуг позволили «?азМ?найГаз ?нiмдерi» проводить эффективную политику в области ценообразования, бросая вызов недобросовестным продавцам и спекулянтам, обеспечивая в первую очередь интересы конечного потребителя. По словам Жаната Тусупбекова, генерального директора и председателя правления компании, в настоящее время АО «?азМ?найГаз ?нiмдерi» «в состоянии обеспечить нефтепродуктами все коммунальные структуры и крупные компании Казахстана, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками». Стратегии размещения новых АЗС на карте республики с самого начала уделялось особо пристальное внимание. Она определялась департаментом корпоративного финансирования АО «ТД «КазМунайГаз» и базировалась на карте развития автомобильных дорог Казахстана. География и сроки возведения новых АЗС составлялись с учетом намеченного плана реконструкции дорог и развития транспортных развязок. Одной из главных задач, которую поставил перед собой «КазМунайГаз», стал охват сетью АЗС самых «жизненно важных» транспортных узлов и въездов и выездов из крупных населенных пунктов и городов. Да и в самих населенных пунктах строительство заправок велось очень тщательно и педантично — все земельные участки внимательно отбирались на предмет экономической целесообразности, а также соответствия всем существующим стандартам и экологическим требованиям. При строительстве учитывался передовой мировой опыт.
Горюче-смазочные материалы АО «?азМ?найГаз ?нiмдерi» хранятся на 37 нефтебазах в 11 регионах Казахстана. Продуманная и эффективная стратегия хранения позволяет бесперебойно снабжать собственную сеть АЗС нефтепродуктами строго необходимого ассортимента и в нужном количестве. При этом соблюдены все необходимые экологические стандарты — эксплуатация нефтебаз не приводит к загрязнению окружающей среды выше допустимых норм. Ставка на технологии — еще один «конек» «КазМунайГаза». Для повышения качества обслуживания и конкурентоспособности компании все заправочные станции комплектуются автоматизированным программным управлением, позволяющим осуществлять дистанционный контроль продаж. Как известно, автоматизированные системы управления значительно повышают производительность труда, сокращают потери при приемке нефтепродуктов из бензовозов, снижают влияние пресловутого «человеческого фактора» на производственный процесс. Одним словом, затраты на их внедрение всегда окупаются с лихвой.
Еще один залог успешной деятельности АО «?азМ?найГаз ?нiмдерi» — постоянный контроль качества реализуемой продукции и услуг, предоставляемых розничной сетью реализации. Для осуществления этой задачи компания реализовала систему так называемого «сквозного контроля качества», которая дает возможность полностью отслеживать технологическую цепочку от приема нефтепродуктов до их реализации, обеспечивая тем самым неизменно высокий уровень товаров и услуг, поставляемых конечному потребителю. В крупнейших городах Казахстана — Астане, Алматы и Атырау — созданы так называемые «испытательные лаборатории», осуществляющие постоянный мониторинг качества продукции. Подобные лаборатории функционируют и на многих нефтебазах. Например, в Усть-Каменогорске, Семее, Аягозе и Караганде. Все они укомплектованы современным испытательным и тестирующим оборудованием от ведущих западных и российских производителей, позволяющим производить испытания автомобильных бензинов, дизельного топлива на уровне международных стандартов. Самое пристальное внимание уделяется подбору персонала.
Впрочем, за «содержанием» не забыта и «форма» — единый фирменный стиль при строительстве новых заправок соблюдается неукоснительно. Эти усилия «КазМунайГаза» не остались незамеченными. Так, одна из заправок Астаны за архитектуру, техническое исполнение и технологическое оснащение удостоилась в сентябре 2007 года звания «Лучшая АЗС месяца на территории СНГ».
Таким образом, плоды планомерной работы государства в реорганизации нефтехимической отрасли давно уже перестали казаться чем-то абстрактным и оторванным от реальной жизни. Результаты этой деятельности сегодня способен почувствовать на себе каждый гражданин.

Арсен САИДОВ, Астана

«Литер» (Казахстан)