Гадание на топливной гуще

Высокие цены на топливо — главная головная боль российских автомобилистов. Стоимость бензина на наших бензоколонках сейчас сопоставима с ценой в США. И это притом, что Россия — один из основных мировых поставщиков нефти, а Соединенные Штаты, наоборот, главный потребитель «черного золота». Почему автомобильное топливо обходится нам так дорого? Существуют ли способы понизить его стоимость? Чего ждать от цен на АЗС в этом году? «МК» в Питере» попытался разобраться в перипетиях ценообразования на российском топливном рынке.

Главный виновник высоких цен на российский бензин известен давно — монополия. Так уж сложилось, что и производят, и продают топливо несколько крупных компаний, которые фактически поделили страну на зоны влияния и устанавливают выгодные для себя цены. Не помогают обуздать их пыл даже штрафы за сговор и завышение стоимости — «сверхприбыли» окупают штрафные затраты с лихвой. В теории, чтобы исправить ситуацию, надо попросту раздробить нефтяные компании и передать в разные руки добычу, переработку и сбыт нефтепродуктов. Но на практике это нереально. А потому специалисты пытаются найти менее революционные методы борьбы с рыночной диктатурой.

— Порядок ценообразования сейчас абсолютно не прозрачен, — поясняет президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. — Нефтяники должны показать, почему литр бензина стоит 20, а не 12 или 10 рублей. Цену на рынке в настоящее время диктует продавец, а должен диктовать покупатель. Один из вариантов решения проблемы мы видим в том, чтобы нефтепродукты реализовывались через биржу.

Эксперты уверены, что биржевая торговля, может, и не понизит цены на топливо, но сделает порядок ценообразования более прозрачным.

Еще одна причина высоких цен на бензин — налоги. На них в структуре стоимости российского топлива приходится свыше 60 процентов. Для сравнения: в США — не более 20 процентов. Казалось бы, если государство хочет сдержать рост цен на бензин, именно в налогообложении ему стоит поискать резервы.

— Эти налоги — основной источник наполнения казны, а потому вряд ли стоит ждать их снижения. На такое государство не пойдет, тем более в условиях кризиса, — убежден Олег Ашихмин. — Вообще, у нас сейчас цены на бензин идут вниз, подчиняясь не рыночным механизмам, а соответствующим заявлениям правительства. Поэтому трудно сказать, как будут вести себя цены на топливо дальше.

А дальше предпосылок для снижения цен на бензин нет. Скорее, наоборот. К примеру, для исполнения требований нового техрегламента, по которому уже сейчас нельзя выпускать топливо ниже стандарта «Евро-2», нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) нужна модернизация. Дело это затратное. По данным Российского топливного союза, наладка только на одном НПЗ установки гидроочистки потребует десятков миллионов долларов.
Догадываетесь, из чьего кармана возьмут их нефтяники?

МК в Питере