Энергоэффективные первенцы

Разработчики Комплексной программы по проектированию, строительству и реконструкции энергоэффективных жилых домов (утв. постановлением Совмина от 1.06.2009 N 706) делают прямые ссылки на нормативы ЕС. Но, к сожалению, при этом упускается из виду, что в Старом свете отдача от инвестиций в подобные проекты увеличивается в прямой пропорции к удорожанию газа, нефти, угля. В белорусской реальности пока в ходу гораздо менее действенные стимулы экономить — в основном административные.

Собственники жилых помещений, потребляя около 30% импортируемых энергоресурсов, практически не заинтересованы в их рациональном использовании. В 2009 г. население компенсировало не более 28,3% реальных затрат ЖКХ на отопление, горячее водоснабжение, электро- и газообеспечение, хотя по планам Совмина (постановление от 7.06.2006 N 720) эта цифра должна была достигнуть 58%. Разницу в расходах государство переложило на плечи налогоплательщиков, т.к. на коммунальные дотации ушло более 1 трлн. Br бюджетных средств.

В текущем году предполагалось, что граждане будут покрывать из собственных карманов уже 62% себестоимости коммуналки. Однако в конце прошлого года Президент пообещал, что сумма компенсаций не превысит 35%. «У нас социальное государство, — отметил Александр Лукашенко. — Мы социально защищаем своих людей. Возникает вопрос: могут ли люди 100% заплатить? Не могут, тем более в кризисной ситуации».

Правда, глава государства заявил, что в перспективе каждый все-таки должен будет в полном объеме оплачивать потребляемые услуги. А это должно сохранить интерес инвесторов к технологиям энергосбережения и, в частности, к энергоэффективному строительству.

Объем подобных инвестиций, впрочем, пока совсем невелик. Речь идет всего об одной девятиэтажке по ул. Притыцкого, 107 в Минске. «Расчетное потребление тепла в этом доме составляет 30 кВтЧч/м2 в год, — поясняет директор ГП «Институт НИПТИС им. Атаева С.С.» Владимир Пилипенко. — Для сравнения: в обычных новостройках в зависимости от типа здания расходуется 70-80 кВтЧч/м2 и до 300 кВтЧч/м2 в домах старого жилого фонда».

Фактический расход по данным квартирных счетчиков в экспериментальном доме в отопительных сезонах 2007-2009 гг. зафиксирован на уровне 44 кВтЧч/м2. Отчасти это объясняется тем, что еще не у всех собственников квартир проснулся интерес к экономии своих денег, кто-то, отлучаясь на несколько дней, просто «забывает» перевести регулятор отопительной системы в щадящий режим. Есть претензии и к некоторым техническим решениям, но в целом специалисты считают достигнутый результат вполне удовлетворительным.

Строительная смета столичного энергоэффективного первенца из-за дополнительных расходов на утепление, герметизацию и т.д. получилась примерно на 15% дороже. Эти дополнительные вложения окупятся за счет сокращения коммунальных расходов через 7-10 лет. Хотя, возможно, и раньше, если в этот период резко подрастут цены на природный газ или изменится государственная дотационная политика.

Подобные дома в 2010 г. должны появиться в каждом областном центре, параллельно ведется разработка проектно-сметной документации под ежегодное строительство до 6 млн. м2 жилья с удельным потреблением тепла не более 60 кВтЧч/м2 в год.

Правда, еще никто не видел расчетов оптимальной энергоэффективности жилого дома с учетом долгосрочного прогноза роста цен на углеводородное топливо. Заведующий сектором финансов НИЭИ Минэкономики Константин Коломиец усматривает в этом один из основных недостатков программы. Ведь только на основе всесторонних аналитических данных можно и надо писать государственные планы жилищного строительства, готовить нормативно- технические акты, осваивать новые элементы инженерных систем, совершенствовать подходы к проектированию и т.д. Необходимые для этого финансовые ресурсы стоит изыскать в республиканском и местных бюджетах. Можно попробовать привлечь частных инвесторов, но, по мнению К.Коломийца, это будут довольно рискованные капиталовложения.

Тем не менее правительство намерено к 2020 г. довести общую площадь энергоэффективного жилья до 10,18 млн. м2 и ежегодно сберегать благодаря этому до 180 тыс. т условного топлива. Хотя будущих собственников жилья, конечно, больше интересуют не виртуальные цифры экономии, а вес получаемых жировок. И без того повышенная стоимость энергоэффективного жилья при покупке способна заметно отразиться на семейном бюджете.

Серьезным недостатком программы можно признать и отсутствие внятных экономических стимулов для будущих покупателей — в немецкой практике правительство поощряло их путем предоставления каждому новоселу дотации в размере 5 тыс. EUR. Определенные бонусы были предусмотрены и для инвесторов. Хочется верить, что после более пристального изучения мирового опыта стимулирующие механизмы появятся и в нашей стране.

neg.by