Mercedes ездит и на водороде

Daimler реализует программу создания электромобилей, в которых электричество возникает на борту, в топливных ячейках, при соединении кислорода с водородом. Но, где взять достаточное количество водорода?

Сегодня уже почти все автоконцерны заявили о том, что намерены выпускать электромобили. В большинстве своем моторы электрокаров используют электроэнергию аккумулятора, заряженного от сети, а также ток, возникший в результате рекуперации. Однако есть и еще один источник электроэнергии — топливные ячейки. Об их использовании чаще пишут в будущем времени. Но на самом деле работа над запуском таких агрегатов в серийное производство идет полным ходом. Например, в концерне Daimler.

Топливные ячейки (топливные элементы) — это сложные и дорогостоящие устройства, в которых кислород, получаемый из воздуха, соединяется с водородом, находящимся в баллоне. При неконтролируемом соединении этих двух газов происходит взрыв, а в управляемых топливных ячейках возникает электричество. Управляет ими электроника, для размещения которой достаточно места под сидением водителя. Баллоны с водородом в перспективной модели от Mercedes-Benz уместили под задними сидениями. Батарея, где происходит соединение газов и вырабатывается ток, расположена в багажнике, электромотор — на передней оси.

По внешнему виду автомобиля невозможно определить, на каком топливе он работает. Разве что, сев за руль, замечаешь, что вместо тахометра, показывающего число оборотов двигателя, на приборной панели размещен указатель развиваемой мотором мощности.

Топливные ячейки включаются, когда уровень заряда аккумулятора опускается до заранее определенного уровня. Ячейки подзаряжают аккумулятор и вновь отключаются.

Перспектива безгранична

Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Топливная ячейка — крупным планом Одной заправки водорода хватает автомобилю Mercedes-Benz B-Klasse F-Cell на 400 км пробега. Более того, как пояснил Петер Фрёшле (Peter Froeschle), отвечающий в концерне Daimler за разработку топливных ячеек, если взять другие баллоны или расположить их иначе, то дальность хода можно еще увеличить. Сейчас баки — для упрощения задачи — подогнаны под уже готовый серийный автомобиль. Газ закачивается в баллон под давлением 700 бар в течение трех минут. Но в будущем подобные машины будут с самого начала проектировать, исходя из потребностей пользователя, а потому дальность поездки без дозаправки может достичь 600, а то и 800 км.

Работы над таким типом мотора ведутся уже пять лет. В общем и целом он уже готов. Основной задачей на данный момент является снижение стоимости системы. К 2015 году автомобиль должен стать доступным для среднестатистического покупателя.

Ограничиваться лишь легковым транспортом в Германии не собираются.
Предполагается, что на топливных ячейках будут работать и автобусы, и самолеты. В самолетах они могут давать ток для бортовой сети, благодаря чему должно сократиться потребление керосина и повыситься эффективность турбин.

Где брать водород?

Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Водородный Mercedes, выполненный в стиле первых автомобилей BenzБолее пяти тысяч таких установок для производства электроэнергии уже установлены в жилых домах, сообщил корреспонденту Deutsche Welle Кай Клиндер (Kai Klinder), один из руководителей межотраслевой организации, координирующей разработку водородных технологий. Они, по мнению правительства Германии, очень перспективны, поскольку обладают высоким КПД и не дают выхлопных газов. Но, тем не менее, основная проблема пока не решена — производство водорода в нужных объемах. Ведь для этого потребуется очень много электроэнергии. Некоторые специалисты убеждены, что без атомных электростанций задача неразрешима. Но Клиндер уверен, что задачу можно решить, если активнее использовать энергию ветра.

Автор: Сабина Кинкартц / Виктор Агаев

Deutsche Welle