Электромобильность: между очарованием и разочарованием

Иногда будущее предстает не в самых радужных красках. Месяц езды на электромобиле заставил нас переосмыслить некоторые вещи

Нам приходилось до мельчайших подробностей планировать маршрут и максимально точно рассчитывать продолжительность поездок. Дорога длиной в 100 км за рулем обычного авто не воспринимается подвигом, а вот в электромобиле она становится тестом на профпригодность. Восемь километров, семь, шесть, пять — и остановка. Нашему редактору Михаэлю Фоссу не хватило совсем немного, чтобы доехать до пункта назначения. После 110 км пробега аккумуляторы полностью разрядились, и ему пришлось откатить Karabag 500E на обочину дороги и ждать эвакуатор.
Маленький электромобиль не сдал даже такой простой экзамен, по крайней мере в этот день. Хотя нужно признать, что модернизированный Fiat 500 свой четырехнедельный тест начал достаточно амбициозно. Ведь вместо того чтобы проехать на очередном концепте несколько километров по закрытой трассе, мы решили опробовать технику будущего, используя ее для ежедневных поездок на работу, в магазины, детский сад.
Первый вывод, который напрашивается при знакомстве с электромобилем, — он дорогой. Очень дорогой. Тестовый экземпляр, без кондиционера и другого привычного оборудования, стоит столько же, сколько Mercedes Е?класса. Почти ?60 тыс. просят за электрифицированный автомобиль малого класса. Кто же сможет позволить себе такую роскошь? Даже богатым компаниям, которые готовы поддержать "зеленую" идею, такие машины не по карману.
Но при этом Karabag не воспринимается чем-то особенно заумным. "Нужно просто сесть за руль, повернуть ключ зажигания, надавить на газ — и электромобиль послушно трогается с места", - к такому выводу пришел наш коллега после первой поездки в Karabag'e. Формат электромобиля тоже подходит для повседневной эксплуатации. Ведь в отличие от Mini E и Smart ED, в его салоне хватит места для четырех человек и багажа.
Но есть и определенные трудности. Очень мешает дефицит крутящего момента на низких оборотах. При трогании с места на легких подъемах электро-Fiat почти отказывается ехать. "По сравнению с другими электромобилями Karabag выглядит довольно вялым", - считает репортер Клаудиус Майнц.
Как оказалось, меньше забот доставляет запас хода. 500Е редко возвращался домой с батареей, заряженной меньше чем на 20%. "Правда, при каждой поездке приходится точно планировать маршрут, учитывая емкость аккумулятора", - говорит наш редактор Хауке Шрибер. Проблема Karabag'а в том, что он может заряжаться только от трехфазной промышленной сети, а дома такой ни у кого нет.
Но, несмотря на критику, все испытатели убеждены в технической зрелости электромобиля. Не было ни одного сбоя, 500Е каждый день отлично нес свою службу. И это большое достижение, ведь, в конце концов, перед нами не серийное авто крупного производителя, а изготовленный кустарным способом единичный экземпляр от мелкого производителя.
Правда, покупатели Karabag'а должны быть настоящими энтузиастами, ведь после шока, вызванного ценой, автомобиль малого класса отрезвляет своими затратами на содержание. Наш тестовый расход в 19,1 кВт?ч на 100 км с учетом многочисленных поездок по автомагистрали считается нормальным. Если перевести эту цифру в деньги, то выходит, что за электроэнергию придется отдать около 4,4 грн. За такую сумму в Украине можно получить разве что пол- литра дизеля.

ИТОГ:

500E выдержал четырехнедельный тест. Запас хода достаточный, расход в порядке, технических дефектов не обнаружено. Проблематичен только высокий уровень базовых цен. Приобретение Karabag'а и потеря его стоимости меняют все прежние представления. Если в этом отношении ничего не изменить, электромобиль не найдет своих покупателей.

AutoBild Украина